В наши дни в России понятие «гражданская оборона» перестало быть символом исключительно военного времени. Крупные пожары, техногенные и природные катастрофы, теракты и другие чрезвычайные ситуации могут принести не меньше разрушений. Предотвращение и ликвидация последствий подобных происшествий, а также профилактическая работа с населением входит в задачи как органов исполнительной власти, так и министерств, ведомств, предприятий и организаций, являющихся звеньями территориальной подсистемы РСЧС.
Мирная жизнь заставляет быть в постоянной готовности. Авиакатастрофы, аварии на транспорте, наводнения, лесные пожары, промышленные аварии… Чтобы эффективно бороться с чрезвычайными ситуациями, необходимо поддерживать постоянную и ежедневную готовность сил и средств, проводить учения и тренировки, обучать и информировать население, оповещать его об опасностях, координировать работу органов исполнительной власти, занимающихся вопросами ГО и ЧС, и так далее, и тому подобное. Это ежедневный кропотливый труд. При непосредственном возникновении военных конфликтов, природных, техногенных катастроф специалисты МЧС России готовы решать вопросы обеспечения пострадавшего населения всем необходимым – от медицинского обслуживания и предоставления жилья до восстановления и поддержания порядка.